Сюжет «Ночного извозчика» был построен на
психологическом мотиве, близком к мотиву «Двух дней». Одесса. Годы гражданской войны. Город занят
белыми. У старика — ночного извозчика Гордея Ярощука, глубоко
аполитичного человека, арестовывают дочь. Выяснилось, что вместе с
другими она вела подпольную работу. По приказу
офицеров-контрразведчиков Ярощуку самому приходится везти ее вместе с
конвоирами в контрразведку, потом к моргу. Здесь, у входа в морг,
арестованную убивают. Потрясенный старик полон неистребимой ненависти к
убийцам и к белогвардейцам вообще. Несколько дней спустя ему снова приходится везти
тех же офицеров с арестованным товарищем его погибшей дочери, также
обреченным на смерть. И здесь разыгрывается сильнейший эпизод фильма.
Старик яростно хлещет лошадей, и коляска мчится по улицам ночного
города. На крутом повороте арестованный выпрыгивает из экипажа. Офицеры
требуют остановить коляску. Но Ярощук еще яростней гонит коней, а
коляска еще стремительней летит по асфальту. Впереди — знаменитая
одесская лестница. Коляска с бешеной скоростью катится вниз по
ступенькам и вдребезги разбивается. Вместе с ней гибнут и ночной
извозчик и его враги. Роль Гордея
Ярощука исполнял крупнейший украинский актер Амвросий Бучма. В этом
фильме он создает один из самых сильных образов немой советской
кинематографии: образ старого, медленно и тяжело думающего человека,
ничего не видящего, кроме своей семьи, который — так же, как герои
«Матери» и «Двух дней»,— под влиянием личной трагедии прозревает и
совершает героический поступок. Кадр из фильма «Ночной извозчик». Реж. Г. Н. Тасин. 1929.
|